Сивилла
Моноспектакль
Режиссер - Алексей Янковский
Премьера состоялась 27 ноября 2018 года

Пер Лагерквист в избранничестве Сивиллы отражает непоколебимую власть творческого таланта над художником. Жизнь, наполненная божественным содержанием, благословенна и мучительна одновременно. История доброты, милосердия и любви к Человеку, история о мечте, о простом человеческом счастье, об удивительных поворотах мироздания.

Творческий союз автора, актрисы и режиссера проведут зрителя лабиринтами легенд и чувств, дадут материал для размышлений, затронут нравственные вопросы (вопросы веры в том числе), но будут поистине деликатны, не ставя под сомнение то, что могло бы оскорбить чувство верующего человека.

Продолжительность:
1 час 50 минут без антракта





Исполнители
Отзывы
Евгения Тропп
"Год назад прощались с любимым спектаклем "Валентинов день" Алексея Янковского в Молодежном театре. И вот так совпало, что почти день в день я увидела его новую работу, "Сивилла" по Перу Лагерквисту, мастерская АСБ на сцене театра "Особняк". Увидела - и второй день хожу как шальная. Не знаю, как вообще такое возможно и как это делает актриса Кристина Скварек (о которой я до сих пор только слышала, но видеть - не видела): два часа пятнадцать минут монолога, практически неподвижно стоя с воздетыми руками - мизансценический минимализм, помноженный на духовный максимализм. Сначала борешься со спектаклем, он кажется мучительным, потом вдруг подключаешься и уходишь за актрисой туда, куда она ведет, в бездны. Редкое умение вербально создавать картины, которые реально видишь - и ощущаешь жар от солнца и запахи испарений в пещере, куда пифии является бог, слышишь грозный шум реки. Исключительно насыщенное присутствие на сцене. Режиссерски разработана такая сложная партитура - при какой-то даже вызывающей бедности, аскетичности всех средств.
Световые переходы фантастические - едва-едва прибавляется свет и вся картинка меняется, чуть уходит, а в это время незаметно, без шва, актриса что-то делает с голосом - и вот он уже словно дребезжит, и перед нами стоит древняя, столетняя старуха с длиннющими костлявыми руками, хотя молодая красавица никуда не уходила и никаких ухищрений для внешнего преображения не применяла. Но вот такое случилось.
Техника актерская восхищает Тут никакого шаманства, это искусство высшей пробы.
Кто хотел серьезного театра? - Он есть."
https://vk.com/wall-8277163_7573
Егор Куликов
Казалось бы, что современному человеку до судьбы пифии Дельфийского оракула, жившей пару тысяч лет назад и не сделавшей ни одного исторически значимого предсказания? Но лауреат Нобелевской премии по литературе Пер Лагерквист думал иначе. Кто, как не пифия, может раскрыть всю многогранность отношений Человека с Богом, а в более широком смысле — Художника со своим Даром? Поэтому именно сивилла стала главной героиней одноимённого романа. У Лагерквиста, правда, есть еще библейский Агасфер, к которому обращена исповедальная речь. Однако режиссёр Алексей Янковский, воплощая роман на сцене театра "Особняк", предпочитает оставить сивиллу в одиночестве, сделав единственным её собеседником зрителя.

Янковский, несмотря на десятки работ в разных театрах, известен зрителю во многом благодаря моноспектаклям, поставленным с известной актрисой Татьяной Бондаревой, и "Сивиллу" можно в какой-то степени рассматривать как ещё одно проявление сформировавшейся режиссёрской традиции. В спектакле вновь уделено огромное внимание свету, который буквально творит чудеса, превращая актрису то в старуху, рассказывающую нам о своей молодости, то в юную девушку, с которой происходит всё то, о чём мы слышим. Как и в прежних работах режиссёра, почти всё время рассказ сопровождается музыкой, то спокойной, то наоборот, повышающей темп повествования, иногда, кажется, даже затеняющей собой монолог, то и вовсе спонтанно замолкающей, однако безупречно помогающей связать сюжетные линии в единую ткань спектакля. Есть в постановке и привычный минимализм декораций и костюмов: актриса переодевается только перед финалом, а на сцене её сопровождают лишь стул и бледная лампочка без абажура. Весь психологизм сюжета вновь раскрывается перед зрителем исключительно посредством живого слова (как же это всё-таки смело в эпоху гротеска и бурлеска!)

Только слово здесь уже своё, особенное. Кристине Скварек, играющей сивиллу, совершенно не присуща, например, характерная Бондаревой претенциозность. Повествование большую часть спектакля ведётся спокойным, ровным, почти монотонным голосом. Однако в ключевых эпизодах интонация меняется: в сцене прощания с умирающей матерью актриса переходит на горькие и скорбные полутона, в эпизодах связи с божеством посредством одурманивающих испарений — на что-то, близкое к речитативу, а при обнаружении пропажи сына в её речи появляются истеричные, отчаянные ноты, да и сама речь становится похожей на монолог безумца. Все эти краски, осторожно и органично встроенные в нить повествования, с головой погружают зрителя в происходящее на все два с половиной часа спектакля. Актриса активно дополняет рассказ пластикой рук: почти всё время они подняты, то вместе, то по одной, и вычерчивают в темноте замысловатые фигуры, как будто напоминающие двусмысленные и несвязные пророчества пифий. Почти всё время взгляд рассказчицы не обращён на собеседника-зрителя (лишь в конце она как будто замечает его и бросает фразу "С какой стати я рассказываю всё это чужим людям?"), а устремлён в неведомую даль: то ли к местам детства, к долине и источнику, то ли ввысь, где, быть может, обитает её Бог.

Мысль о трудности и двусмысленности служения постигает героиню спектакля ещё до того, как она становится пифией: слишком силён был контраст между светлым храмом, куда стекались отовсюду пилигримы, и мрачным подземельем с испарениями и ядовитыми змеями, где ей предстояло пророчить. Тем не менее, искренняя и жертвенная любовь к Богу убеждает её не сходить с выбранного пути и прослужить пифией много лет, гораздо дольше, чем это делали её предшественницы, и покинуть храм лишь тогда, когда сам Бог её прогнал её оттуда, вынудив забеременеть во время процесса экстатической связи.

Служа Богу, сивилла чувствует себя лишней в мире людей. Простые дельфийцы даже не подходят к ней. Жрецы в храме воспринимают лишь как средство связи с высшей силой, которое доносит звуки, но не наделяет их смыслом (это делают они сами). Старуха, которая присматривает за её жилищем, сеет лишь злобу и недоверие к окружающему миру. Даже общение с матерью чем дальше, тем больше становится пустым и неискренним, а на смертном одре мать едва узнаёт дочь в одеянии невесты — слишком неестественным и далёким от привычной ей жизни кажется наряд дочери. Лишь старичок, который убирается в пещере, относится к пифии по-человечески, поддерживает её, сострадает ей. Только он — такой же слуга Бога, как и она сама. Он не из мира, отвергнувшего и позже проклявшего её.

Хотя нет, был один земной человек, который на время сделал её счастливой. Уже в возрасте далеко за тридцать она встретила у источника однорукого мужчину, который вернулся с войны в родные края. Между ними вспыхнула обычная, человеческая, земная страсть. По собственному признанию, она любила его даже слишком сильно, любила отчаянно, словно восставая в этой любви перед божеством. Но, согласно Марине Цветаевой, "Боги мстят своим подобиям". Так вышло и здесь: сначала неведомая сила загнала возлюбленного в подземелье, где он увидел ужасное состояние пифии под действием одурманивающих паров и понял, что никогда больше не сможет любить её, а потом он и вовсе погиб в реке с лавровой ветвью в руке — ветвью дерева Аполлона, которое никогда не росло в тех краях. Да и сама Сивилла вскоре была наказана беременностью слабоумным сыном, а также последующим изгнанием из храма и отшельнической жизнью среди коз. Бог, которому было доступно всё, кроме человеческого счастья, не простил этого счастья своей земной невесте.

Оставил ли Бог пифию после изгнания? Нет… И в грозе, впервые за долгое время пришедшей именно в день родов, и в козах, которые отвели её в пещеру и зализали рану, и в облике сына она видит его волю. Его непоколебимую волю.

Будет, однако, огромным заблуждением увидеть в спектакле антирелигиозный посыл о несправедливости Бога к тому, кто ему служит. Здесь нет ничего в стиле есенинского "Стыдно мне, что я в Бога верил, горько мне, что не верю теперь". Просто мы склонны называть Богом большее, чем он сам. Так поступал Александр Блок в конце своей знаменитой поэмы, так действует и Лагерквист. За взаимоотношением жрицы и того, кому она служит, раскрывается связь Художника и Дара, которым он наделён. Это рассказ об одновременно счастливой и горькой доле призванного быть устами высшей силы, это рассказ о его вдохновении и о мучительной и неминуемой расплате за собственную избранность, обрекающую на одиночество. Именно поэтому Кристина Скварек так и остаётся на сцене одна, вне зависимости от того, про какой эпизод жизни её сивиллы идёт речь.

...Обнаружив, что Бог забрал сына к себе, в последний раз показав свою безграничную власть над её судьбой, героиня спектакля внезапно начинает петь. Звучит "Alfonsina y el mar". Возможно, слова песни посвящены ушедшему на небо сыну, однако кажется, что сивилла поёт о собственном уходе. Альфонсина ушла вместе со своим одиночеством в море, отправившись искать новые стихи, тогда как героиня спектакля ушла к своему Богу, обретя полную гармонию с ним в ином мире и сделав тем самым то, что у неё так и не вышло до последних дней на земле.

Или почему ещё Кристина Скварек в середине песни внезапно растворяется в темноте, уступая звучание фонограмме, а потом возвращается уже в торжественном одеянии жрицы, в платье невесты Бога, а лицо её при этом выражает покой и безмятежность? Не потому ли, что теперь она играет уже неземную сивиллу?

Тают аплодисменты, гаснет лунный свет абажура. Каждый из нас выходит из зала в тёмную петербургскую ночь, в которой нет решительно никакого священнодействия, обречённый вечно служить своему Божеству, которое есть и бессмысленность, и смысл,— любить его и невыразимо от него страдать.
https://vk.com/wall-170960085_52
Людмила Капустина
"...Актриса напоминала колонну античного храма, кариатиду, которая пыталась удержать небо и бремя собственной судьбы. Сивилла не только языческая, но и христианская, например, Микеланджеловская, возвещающая о пришествии Христа. И в то же время апокрифическая, своего рода женская версия Книги Иова... "
https://vk.com/wall-8277163_7550
Ольга Калинка
Спектакль «Сивилла» принадлежит к категории театральных постановок, которые нельзя безучастно смотреть, он требует полного зрительского внимания и его не смотрят, в нем живут - его проживают от первой до последней минуты и никак не иначе. Это довольно уникальное произведение сценического искусства, какие являются крайне редко и всегда становятся знаковыми явлениями культуры. «Сивилла» - это невероятно прекрасная попытка воплотить на сцене философию экспрессионизм и экзистенциализм, мифы и символизм произведений Пера Лагерквиста. Спектакль полностью поглощает зрителя невероятно яркой экспрессивной пластикой, которая выступает в гармоничном тандеме с голосом и музыкой. Этот союз невероятно органичен и спектакль – это магическое симфоническое произведение для голоса, музык и пластики они создают невероятный по выразительности союз, он усиливает символизм Лагерквиста. Сценический проект «Сивилла» явление довольно уникальное, так как оно фокусирует внимание на потаённые, сложные вопросы философского поиска, они открываются зрителю через исповедь женщины. Её жизнь наполнена божественным содержанием, но это не единственная основополагающая компонента её жизни, она погружена мучительный поиск ответа на основные философские вопросы человеческого существования, она пытается понять свое предназначения. Её дилемма зиждется на попытки осознания приоритетов жизни человека, предначертана её судьба и жизнь свыше или она сама вольна распоряжаться собой и своей жизнью, должна ли она жертвовать простым человеческим счастьем ради высшей цели, или она должна обрести семейное счастье и познать великое счастье материнства. В этом противостояние в её метаниях в поиске ответа на эти философские вопросы бытия она подобна Гёттевскому Фаусту. Язык её повествования особенный, он невероятно экспрессивен, в нём доминирует аллегория и символизм, под покровом которого лежит глубокий философский контент. Благодаря этому приему «Сивилла» подобна древнегреческой трагедии, дошедшей до нас из глубины веков. Палитра, изображающая переживания, страдания сочетается с философскими оттенками иносказательности и всё это вместе образуют невероятно многомерную картину жизни - внутреннего мира женщины. Спектакль вводит зрителя в этот мир постепенно, этот путь познания предоставляет невероятную возможность для каждого попытаться самому найти ответы на философско-этические вопросы, погружают в размышления о смысле жизни, собственном предназначении и проанализировать свою собственную жизнь. Уникальность и жизненная важность «Сивиллы» в том, что она предоставляет возможность для нас всех отвлечься от динамики века информационных технологий и открыть для себя мир человеческих мыслей, страданий и переживаний открытый для нас с помощью великой магии театрального искусства.
https://vk.com/wall-8277163_7519

Владимир Потапенко
Очередной философски глубокий и художественно выразительный спектакль на фестивале. Поражаюсь физической форме актрисы Кристины Скварек, полтора часа в постоянном движении рук, тела, размеренного уверенного размышления о жизни. Очень красивое световое решение спектакля, позволяющее слегка перемещать актрису по сцене, менять возраст, по мере необходимости. Алексей Янковский мастер максимально использовать даже небольшие возможности сцены, в т.ч. и сцены театра «Особняк», в этом неоднократно убеждался. Но это внешне. А внутренняя работа актера и режиссера, на мой взгляд, на пределе возможностей человека, да и зрителей тоже. Нет времени уйти от размышлений зрителю, «перекурить». Потеряешь мысль, уйдёшь в сторону, начнёшь выдумывать «оскорбление чувств верующих»… Конечно, получил очередную порцию материалов для облагораживания своей души. Спасибо! Никакая динамика кино и ТВ не заменит живую энергетику театра.
Владимир Стёпин
По высокобальной шкале спектакль очень высокобален, по моей скромной высокобальной оценцеке, после един---ственного пра-илли-про-смотра. Люди, гоните ссылки, чтобы прочитать текст моноспектакля). С "Мрамором" усё утряслось. А вот Сивилла, пока не покорена очамичтений, только лишшшшшшь... ухами прослышано))). СИВИЛЛА - АБСОЛЮТНОЕ БРАВО!!!
https://vk.com/wall-8277163_11818
Татьяна Резетдинова

"Крутой спектакль. Огромный респект актрисе, режиссеру и художнику по свету, последний - полноправный участник драмы, нагнетающий настроение и рождающий аллюзии, вторые смыслы... Очень сильное впечатление, одно из самых ярких для меня в прошлом театральном сезоне."
https://vk.com/wall-8277163_11821
Егор Куликов
" За взаимоотношением жрицы и того, кому она служит, раскрывается связь Художника и Дара, которым он наделён. Это рассказ об одновременно счастливой и горькой доле призванного быть устами высшей силы, это рассказ о его вдохновении и о мучительной и неминуемой расплате за собственную избранность, обрекающую на одиночество."
https://vk.com/wall154247461_486
Виктория Шманцарь
"Очень непросто описать то, что происходило со мной на Сивилле.. Трансовое состояние, в которое вводит спектакль, лишает какого-либо ощущения контроля и реальности.. Если первые несколько минут ещё есть способность концентрироваться на Кристине и на тексте, который она читает со сцены, то в какой-то момент это уже не Кристина.. Кристины больше нет.. нет и текста - есть душа, восставшая из глубин дельфийской древности и зовущая пройти её трагический жизненный путь вместе с ней.. Несколько раз во время спектакля я, как будто выпадала из транса, и отчаянно пыталась найти в исступленной Пифии Кристину.. однако со сцены со мной говорила совершенно другая, не знакомая мне женщина.. Я не узнавала ни внешности, ни тембра голоса, ни мимики .. Будто сама Сивилла явила себя и полностью овладела душой и телом Кристины.. 2,5 часа я узнавала эту новую, незнакомую мне женщину, и шаг за шагом проходила её обреченный, полный испытаний жизненный путь. Я не чувствовала себя зрителем - я была там, в Дельфах, вместе с ней - и в бедной крестьянской семье Сивиллы; и в храме Аполлона; я сидела рядом в подземелье и вдыхала с ней пары идущие из расщелин земли; я видела, как овладевает ею Бог и слушала её пророчества ; я стояла у касталийского источника и почти со слезами на глазах радовалась её такому недолгому простому человеческому счастью; я мучилась вместе с ней, разрываемой между верностью Богу и любовью к смертному мужчине; мне отчаянно хотелось уберечь её от её всепоглощающей безграничной любви; я оплакивала вместе с ней смерть любимого, шла рядом сквозь насмешливую и презирающую толпу; сидела у изголовья, когда козы принимали у неё роды в горной пещере; улыбалась её навсегда сохранившему улыбку на лице сыну и долго думала о том, каким проклятием, доводящем до безумия, может обернуться богоизбранничество ..
О Сивилле, о своих отношениях с Богом и о жертвах, которые мы вынуждены приносить для наших внутренних богов, я буду думать ещё очень долго.. и долго во мне ещё будет откликаться это знакомство с Пифией, которая ( в этом я уверена) вернулась сегодня из глубин древности, чтобы снова пройти свой путь, но уже - вместе. Благодарю за это путешествие Кристина Скварек и всех причастных к созданию спектакля. Браво!"
https://vk.com/wall-8277163_10301
Натэлла Сперанская
«Пытаться истолковать древние мифы, вооружившись инструментом психоанализа, все равно что мнить себя ловцом ночного светила - на том основании, что вам удалось поймать его отражение в чане до краев наполненном водой. Существование других герменевтических ключей не должно подвергаться никакому сомнению. Но величайшей ошибкой будет измерять большее меньшим, а широкое - узким, применяя строгую меру к тому, что изначально безмерно.»
https://vk.com/wall-8277163_9714
Евгения Тропп
« Да, публика неминуемо поддается, подпадает под воздействие мерных звуков голоса, оказывается завороженной ритмом, в котором извергаются словесные потоки, однако сюжетная составляющая здесь важна не менее, чем музыкальная, и зрителя ведут от перипетии к перипетии, задерживая и фокусируя его внимание на важных моментах. Работая с текстом, актриса то посылает его с трудом, короткими толчками, то дает ему литься волной, может говорить безостановочно, не давая себе вздохнуть. Есть оглушающе тихие, трогательные мгновения, когда время словно замирает: такова сцена с умирающей матерью героини. Это переломная точка всего спектакля. Страстная, обжигающая речь сменяется усталым, горестным сетованием. В последней части голос старой сивиллы, надтреснутый и мучительно негибкий, звучит глухо, словно и вправду из глубины пещеры… Но Скварек все-таки не старается привести зрителя в состояние сна наяву и сама не является перед нами сомнамбулой. Здесь именно искусство высшей пробы, а не шаманство...»
https://vk.com/teatrasb?w=wall-8277163_9692
Ольга Ковлакова
Сегодня в «Особняке», на спектакле прекрасного Алексея Янковского Граф Монте-Кристо «Сивилла», для меня случилось несколько открытий. Первое открытие – актриса Кристина Скварек. Второе - лауреат Нобелевской премии, писатель Пер Лагерквист.
Я видела другие моноспектакли Алексея Янковского. Это были очень мощные монологи в исполнении уникальнейших актрис – Галы Самойловой и Тани Бондаревой. Было понятно, что это и уникальные персонажи. Кристина Скварек очень приблизила свою героиню. С одной стороны, снова актерский подвиг – больше двух часов текста на одном дыхании, с другой стороны – это был монолог, приближенный к реальной жизни. Насколько возможно стать обычным человеком, если ты таковым не рожден? Как можно разделить свою любовь между Богом и живым мужчиной? Как жить с чувством, что изнасилована Богом? Как полюбить свое больное дитя? Бог – это не покой, а тревога. Любовь – это тревога. Отверженность – это тревога. Но когда тревога достигает пика, то может наступить покой. Вспоминалась Фрида Кало и целый ряд женщин, бывших, в сущности, пифиями. В каждой был свой Дельфийский храм. Страх одержимости и тоска по одержимости. Кристина Скварек, через текст Лагерквиста, вела за собой в мир души познавшей Бога, как творчество. Откровение, обрекающее на одиночество, на путь изгоя. Толпа всегда несет за пазухой камень, чтобы его бросить. Ей необходимо наказать того, кто посмел отделиться. Еще это про то, что избранность не связана с выбором. Каждому дается ноша по силам.
За время этого монолога я успела заплакать, замерзнуть, согреться и снова замерзнуть до стука зубов. В финале не хотелось говорить. И писать об этом сложно. Все получается неточно. Спасибо, что не могу уснуть.
https://vk.com/wall-8277163_8862?w=wall-8277163_8862
Евгений Авраменко
«Сивилла» – в полном смысле моноспектакль Кристины Скварек, которая больше двух часов произносит монолог, практически не двигаясь. Но перемены, совершаемые актрисой, – виртуозны: от неиспорченной крестьянской девушки, избранной жрецами Аполлона пифией, до состарившейся и обезумевшей женщины. А в финале зрителей ждет волшебное преображение актрисы. Скварек читает текст, не имеющий отношения к нынешним реалиям, проникнутый вечными темами, богоискательством и одиночеством, но как же она завораживает.
https://vk.com/teatrasb?w=wall-8277163_8601
Евгения Тропп
"Актерская природа во взаимодействии с текстом , с одной стороны, со зрителем - с другой, а главное - театральные возможности транслирования больших , абстрактных , внебытовых смыслов . Для чистого эксперимента в подобной области идеально подходит выбранный жанр : моноспектакль , основанный на глубокой философской прозе.."
https://vk.com/teatrasb?w=wall-8277163_8309
Евгений Авраменко

" Моноспектакль "Сивилла" Кристины Скварек в режиссуре Алексея Янковского сделан, казалось бы, так просто. А вот хрен просто об этом написать: есть опасность уйти в пересказ литературы, упустив магическую материю спектакля. Попробуй возьми такое на карандаш. Но я попробовал. Сильнейшее театральное впечатление."
https://vk.com/teatrasb?w=wall-8277163_8021
Натэлла Сперанская
" Я когда-то написала: Если жизнь твоя подобна молитве, ты неизбежно будешь просить и ждать. Если же у тебя хватит сил уподобить свою жизнь орфическому гимну, ты будешь лишь славить и благодарить. Божественное во всех его проявлениях."
https://vk.com/teatrasb?w=wall-8277163_7522
Игорь Вдовенко
"Репетиции начинаются с того момента как ты выходишь к публике. Это для них премьера, для тебя начинается работа". "Я не ставлю спектакль, я сажаю зерно. Вот сегодня мы его посадили. Дальше прийдется растить: поливать, окапывать, укрывать от ветра, закутывать на зиму. В общем, не было у бабы заботы, купила баба..." "Как это все выглядело - не важно. Главное что ты сегодня выстояла. Сама. Я тебе ничем помочь уже не мог. Я почему перестал тебе ставить музыку с середины? Потому что ты должна была сама..." Ну, и ещё масса прочих добрых слов, которых обычно говорят режиссеры своим актрисам в день премьеры. Вчера в Особняке после первого представления Сивиллы на публике. Алексей Янковский Кристине Скварек. И да, главное, конечно: "Пока ты прыгаешь, я с тобой".
https://vk.com/teatrasb?w=wall-8277163_7471